Это вам по плечу! Как выбрать промоодежду по размеру
Одежда с логотипом — обязательный элемент фирменного стиля и важная часть любого корпоративного мероприятия. Внешний вид сотрудников влияет на восприятие бренда клиентами и партнерами. Имеет значение не только качество одежды или соответствие цветам, прописанным в брендбуке, но и то, как она сидит. В «чужом» размере неудобно, вид становится неряшливым. Сплошное разочарование. Особенно, если одежда была получена в подарок.
В этой статье разберемся, что такое размер одежды, как различаются стандарты разных стран, сравним мужские и женские модели и выясним, отличаются ли одни и те же размеры у разных производителей. Но ограничимся традиционной для проморынка плечевой одеждой из трикотажа: футболками, рубашками поло и толстовками.
Что такое размер одежды?
Размером одежды называют цифровой или буквенный код, соответствующий определенным параметрам человеческого тела. Размеры введены, чтобы упростить выбор, но, увы, не всегда справляются со своей задачей, а иногда только запутывают покупателя. В офлайн-магазине понравившуюся одежду можно примерить. Делая покупки онлайн, остается внимательно изучать размерные сетки и конвертировать размеры одной системы в другую.
Немного истории
До начала 19 века вся одежда изготавливалась по индивидуальным меркам портными или дома. Постепенно с расширением массового производства одежды потребовалась стандартизация — выявление нескольких распространенных типов фигур, на основе которых строится весь размерный ряд. Чтобы представить все разнообразие фигур, а затем проанализировать и выявить несколько типичных по размеру и форме, проводятся массовые измерения среди населения — антропометрия.
Первые типовые размеры портные выводили на основе своей клиентской базы. Со временем задача вышла на государственный уровень.
Не обходилось без ошибок.
В 1939 году по инициативе министерства сельского хозяйства США началась разработка размерной сетки для женской одежды. До этого вся женская одежда имела маркировку аналогичную детской – цифра соответствовала возрасту. Так, размер 16 предназначался для шестнадцатилетней девушки независимо от ее роста или типа фигуры.
В исследовании приняли участие 15 000 женщин, с каждой снято по 59 мерок. Но из-за некорректной выборки и ошибок в анализе получившиеся размеры были меньше реальных средних по стране.
Наиболее полное исследование размеров тела населения СССР проведено в 1956–1961 годах НИИ антропологии МГУ. Более чем в 80 географических районах Советского Союза были измерены свыше 100 тысяч человек — мужчин, женщин и детей.
При антропометрии для полной и всесторонней размерной характеристики тела снимают от 60 до 80 измерений. В практике конструирования одежды обычно используют 10–20 измерений. А с учетом того, что многие ткани хорошо тянутся или драпируются, для изготовления хорошо сидящей одежды требуется даже меньше параметров.
Плотный трикотаж (двухслойный или с начесом) не должен прилегать к телу и рассчитан на ношение под ним как минимум футболки или рубашки. Поэтому правильным будет выбор размера, при котором толстовка сидит свободно.
Жесткость ткани зависит не только от показателя плотности нитей, но и от типа плетения. Например, пике, из которого шьются в основном поло, жестче и меньше мнется, чем джерси на футболках.
Виды маркировок
Обозначение размеров разнится не только от страны к стране, но и от одного предмета одежды к другому. В 2007 году в Европе предпринята попытка внедрения единого стандарта — EN 13402, в качестве единицы измерения в котором использованы сантиметры. Но перейти на новую систему повсеместно пока не удалось.
Пример маркировки по стандарту EN 13402
В каталоге gifts.ru мы придерживаемся буквенной маркировки: от XS до 4XL. При этом во всех карточках товара есть подробная таблица с размерной сеткой в сантиметрах. Она информативнее, чем буквы, и часто содержит дополнительные данные, такие как длина рукава, ширина горловины и т.д.
Таблица размеров |
S 44-46 |
M 46-48 |
L 48-50 |
XL 50-52 |
2XL 52-54 |
3XL 54-56 |
4XL 56-58 |
---|
Изменения размеров со временем
Люди растут. По данным исследования, опубликованного в журнале eLife, за сто лет, с 1914 по 2014 год, средний рост российских женщин увеличился на 11,5 сантиметров, а мужчин — на 9,5 см. Та же тенденция наблюдается во всем мире.
Мода на худобу также сказывается на том, как производители маркируют одежду. Номера размеров стали уменьшаться и «льстить» покупателю. В США в 1958 году размер 8 примерно соответствовал обхвату груди 80 см, талии — 60 см и бедер — 82 см. К 2008 году этот же размер «вырос» на 12–15 см по каждому параметру, то есть стал соответствовать 14 или 16 размеру 1958 года. Более того, в 2006 году дизайнеры представили нулевой размер одежды.
Мужское, женское и унисекс
Мужская одежда отличается от женской не только размерами, но и кроем. Женские модели имеют приталенный силуэт и часто — вытачки на груди.
Рукава на мужской одежде как правило длиннее, а плечи шире. И, конечно, расположение пуговиц. У мужчин пуговицы пришиваются на правую сторону, а у женщин — на левую.
Если планируется большая промораздача или состав участников мероприятия неизвестен, разумно заказать вещи унисекс, которые подойдут и мужчинам, и женщинам.
Из-за «усредненного» прямого кроя на мужчинах унисекс сидит плотнее, а на девушках — свободнее, в актуальном стиле оверсайз.
<
У классических унисекс-футболок T-bolka 140 и 160, Regent 150 отсутствуют боковые швы. Из-за этого на девушках футболки образуют много складок. Зато сплошное полотно дает дополнительное преимущество для брендирования — изображение можно наносить даже сбоку.
Познается в сравнении
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему российская маркировка размеров идет со скачком? Почему 42, 44, 46, а не 42, 43, 44 и так далее? Начнем с того, что сама цифра маркировки равна конкретному измерению фигуры — одежда 48 размера спроектирована для женщин с полуобхватом груди равным 48 сантиметрам. Что же делать женщинам с полуобхватом 47 сантиметров? Ответ прост: выбирать между 46 и 48 размерами. Этот зазор между размерами в конструировании называется интервалом безразличия, это промежуток, в рамках которого отличия между размерами не ощущаются. В российской практике промышленного проектирования одежды приняты (и подтверждены ГОСТом) интервалы безразличия в шесть сантиметра по росту и четыре сантиметра по обхвату груди. Колебания в рамках этого интервала могут быть оправданы фасоном, выбором ткани или просто желанием модельера.
В то же время на каждой фабрике действуют собственные технические нормы, которые могут отличаться от общепринятых таблиц соответствия размеров. Недаром часто говорят, что одна марка одежды «маломерит», а другая «большемерит». Ситуация на проморынке чем-то отличается? Мы решили это проверить.
Для начала мы сходили в торговый центр и купили несколько мужских футболок разных брендов. Все они были одинакового фасона, примерно из одинаковой ткани, все размера S. Сложив их плечевые швы и расправив складки, мы увидели, что ширина, длина, а также посадка рукава (глубина проймы и наклон рукава) отличались. Например, разница в длине составляла около четырех сантиметров, в ширине — около трех сантиметров.
Следующим шагом было сравнение моделей базовых футболок, поло и толстовок из ассортимента gifts.ru. В выборку попали суперхиты: модели Regent и Imperial от Sol’s, T-bolka, Unit Virma, Surf от Harvest и другие. Вот коротко выводы, к которым мы пришли.
- Самый «маломерный» бренд среди женского текстиля — Sol’s. Недаром, согласно исследованиям, во Франции живут самые худенькие женщины в Европе. О французах ничего такого не известно, мы же можем утверждать, что мужские футболки и поло обычно длиннее и шире, чем аналогичные модели тех же размеров других брендов.
Женские футболки размера S: оранжевая T-bolka, ярко-бирюзовая Regent Women, темно-синяя Imperial Women 190
- Поло и футболки Harvest стоит выбирать, если вы боитесь очень тесной посадки по фигуре. Мало того, что эти модели в целом больше, так еще и крой у них свободнее. Например, пройма в женских поло спущена ниже, а сами рукава длиннее и шире. Это, впрочем, не означает бесформенности: вытачки и приталенный фасон женских поло обеспечивают женственный силуэт.
Слева: мужские поло размера S (красная Virma light, ярко-зеленая Summer 170, желтая Surf).
Справа: женские поло размера S (зеленое яблоко Virma lady, темно-розовая Passion 170, голубая Surf Lady).
- Марки T-bolka и Unit можно назвать «золотой серединой». Если вы нацелены на массовую промораздачу, лучше выбрать их.
- Чем сложнее крой и разнообразнее ткани, тем неоднозначнее получается сравнение размеров. Например, сопоставление популярных толстовок оказалось малоинформативным. Мешковатый «олдскульный» свитшот Slam вряд ли может быть одинаковым по ширине с почти модельным Parkwick.
Толстовки размера S: ярко-синяя Kulonga, лимонно-желтая Slam 320, красная Seven Men, серая Parkwick
Ткань бренда
Еще один вопрос, который часто волнует специалистов проморынка — почему в тираже одной и той же модели одного и того же размера могут попадаться футболки разной ширины или длины. Во-первых, это происходит не только с промотекстилем, просто у рекламистов бывает возможность (или необходимость) сравнить одежду в большой выборке. Несмотря на автоматизацию на швейных производствах, большинство операций по всему миру выполняется вручную. При работе с трикотажем ошибки могут случаться из-за свойств материала — его подвижности и эластичности — и особенностей швейных машин для трикотажа — запасы ткани там сразу подрезаются встроенным ножом.
Учитывая тягу к минимизации расходов (а в промофутболке цена — это едва ли не главное), каждое производство устанавливает свои допуски — на сколько короче или шире может быть футболка, чтобы не попасть в брак. Стандартный допуск для европейского промотекстиля составляет +/– 5 %. То есть, если длина футболки размера S равна 70 сантиметрам, то в тираже она может быть длиннее или короче на 3,5 сантиметра.
Что еще следует помнить.
- Со временем и футболки, и рубашки поло немного растягиваются в ширину. Ткань для футболок из нашего ассортимента проходит предварительную термоусадку, поэтому форма и размер сохраняются дольше.
- Если вам необходимо заказать большой тираж трикотажа для массовой раздачи, постарайтесь выбирать модели унисекс: пусть даже не всем достанется именно их размер, футболки и толстовки не будут напоминать бесформенный балахон, а будут стремиться к стилю оверсайз;
- Если у вас есть возможность запросить размеры клиентов перед заказом текстиля, лучше сделайте это, ведь люди замечают такой индивидуальный подход. Быть может, кто-то даже будет с нетерпением ждать предстоящее событие, гадая, какую футболку или свитшот ему подарят на этот раз.